Академия спортивного права Академия спортивного права
Главная страница Общие положения Цели и задачи Контакты Новости

26 Июля 2012 г.
Интервью председателя Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктора юридических наук, профессора Алексеева С.В. "БелГазете" по поводу запрета присутствия А.Г. Лукашенко на летней лондонской Олимпиаде.

Правительство Великобритании отказало Президенту Белоруссии Александру Лукашенко в аккредитации на Олимпийские игры-2012 в Лондоне, мотивируя это тем, что он включен в список лиц, которым Европейский Союз запретил въезд на территорию входящих в него стран в связи с нарушением международных электоральных стандартов на президентских выборах в Белоруссии 19 декабря 2010 года и из-за последовавшего за этим подавления гражданского общества и демократической оппозиции. О правомерности данного решения с точки зрения спортивного и олимпийского права «БелГазете» рассказал председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев.
- Насколько убедительно выглядит мотивировочная часть отказа в олимпийской аккредитации президенту Беларуси?
- С позиции спортивного и олимпийского права не вижу каких-то оснований для запрета Александру Лукашенко присутствовать на Олимпийских играх - правовые документы МОК и олимпийского движения не содержат ограничений и норм, запрещающих въезд на Олимпийские игры в страну их проведения по политическим мотивам. Наоборот, смысл Олимпийских игр в объединении всех спортсменов и других представителей олимпийского движения - различных национальностей, независимо от политических взглядов и убеждений, выходцев из стран с различными режимами правления, соревнуются все спортсмены и команды. Поэтому они и называются Олимпийские игры.
В сложившейся ситуации смешаны два вопроса. Деятельность и решения Евросоюза – это иная сфера отношений, иная компетенция и сфера ответственности, и он не должен коробить более мягкую и обособленную специфическую правовую сферу спортивного движения. Здесь два абсолютно разных среза правового регулирования. Списки из Евросоюза не касаются Олимпийских игр и не имеют отношения к данному всемирному мероприятию, на время его проведения с точки зрения спортивного и олимпийского права они не должны применяться. Тем более Лукашенко является председателем НОК Белоруссии и соответственно членом спортивной делегации своей страны. Глава НОК должен получать аккредитацию автоматически, и Евросоюз, думаю, не имеет права запрещать ему присутствовать на Олимпийских играх со своей командой. Решение британских властей выглядит незаконным с точки зрения олимпийского права, не имеет юридической силы и противоречит духу Олимпийских игр. Евросоюз в данном случае не причем, и его «черные» списки не должны иметь силы для тех, кто едет на Олимпийские игры.
Главный документ - устав олимпийского движения - олимпийская Хартия. В ней есть нормы, в соответствии с которыми МОК имеет право не допускать для участия в Играх отдельные государства, их национальные сборные. Например, это касается стран, на территории которых проводится режим апартеида, общепризнанное преступное явление, противоречащее различным международным Конвенциям, как это было в свое время в ЮАР. Но это единичные случаи, основания для отказа редки, наоборот, для Олимпийских игр свойственен противоположный подход - еще в Древней Греции на время проведения Олимпиады объявлялось перемирие между всеми враждующими сторонами, и все их спортсмены идут на Олимпийские игры, чтобы помериться силой, ловкостью, умениями на данных соревнованиях. Это и есть олимпийское движение в его классическом понимании, и, если отдельные структуры или политики используют его для политических рычагов, исключительно в своих целях, это говорит о грубом нарушении основополагающих канонов олимпийского права и принципов олимпизма. Это может негативно отразиться на развитии спорта в целом, ведь такие «исключения» со временем могут поломать классическую концепцию современного олимпийского движения, еще заложенную его основателем – Пьером де Кубертеном и закрепленную в Олимпийской хартии. На мой взгляд, это поспешное, непродуманное и юридически непроработанное решение британских властей, ведь в некоторых странах на время Олимпиады даже устанавливается мораторий на применение тех или иных правовых актов, не соответствующих смыслу олимпийского движения и букве Олимпийской хартии. Поэтому для решения этой ситуации желательно оперативно обратиться к руководству МОК, мнение которого должно быть выше всех остальных. (Беседа состоялась до проведения пресс-конференции президента МОК Жака Роге, который неожиданно открестился от спортивного нейтралитета и поддержал политические взгляды Евросоюза, заявив о том, что «мы уважаем это решение» - «Белгазета»).
- Как следует белорусскому руководству вести себя в сложившейся ситуации?
- Сейчас очень важна гласность, ведь таким политикам, как Чавес и Кастро, другим представителям жестких режимов, в том числе китайского, не запрещают посещать Олимпийские игры. Налицо политика двойных стандартов, и об этом не стоит молчать, чтобы и в дальнейшем не вредить олимпийскому движению. Политический режим - это внутренне дело любого государства и устанавливается он в зависимости от объективных экономических, национальных, этнических, исторических, природных и других предпосылок.
В Лондоне должны понимать, что, если страна получила престижное право проводить Олимпийские игры, то на это время организаторы должны отказаться от чего-то второстепенного, им следует подчиняться приоритетным канонам олимпийского права. Лукашенко едет не непосредственно в Лондон, Великобританию или Евросоюз, а на Олимпиаду, которые проходят каждые четыре года в разных странах – Олимпийские игры не знают географии или же политики, они сами по себе. Для страны это наоборот должна быть большая честь, и такие попытки выяснения отношений на спортивном полигоне не очень хорошо влияют на репутацию организаторов. С точки зрения олимпийского права оснований ограничения присутствия Лукашенко на Олимпийских играх нет.
- В чем вы еще видите подводные течения?
- Эта ситуация по большому счету - коллизия норм и, к сожалению, спортивное право этим значительно характеризуется. Например, в футболе есть нормы ФИФА для осуществления трансферов («купли-прождажи» игроков), скажем, международная футбольная организация не признает испытательных сроков для профессиональных футболистов, но в некоторых странах национальное трудовое законодательство предусматривает такую меру, из-за чего, собственно, и возникает коллизия. Игроков «покупают» за большие деньги, и назначать испытательный срок, после которого футболиста можно в одностороннем порядке сразу уволить – абсолютно нелогично. Это также определенная гарантия для спортсмена, досрочно покинувшего прежний клуб. Поэтому, если в Палате по разрешению споров ФИФА рассматривается подобное дело, палата придерживается спортивных регламентных норм ФИФА, а не норм внутригосударственного законодательства страны, в которой произошел спорный момент. Однако в некоторых странах приоритет все равно отдается внутренним устоям и законодательству, и подобные вопросы решает государственный суд.
Эти коллизии свойственны и олимпийскому спортивному движению, что видно и по нынешней ситуации: в классическом понимании за разрешением о посещении Игр надо обращаться не к властям Великобритании, которые принимают решение фактически по формальному признаку, а к олимпийскому органу, который, по сути, должен быть в этом случае вышестоящим, и у которого не может в данной ситуации найтись правового основания для отказа. Если бы речь шла о посещении какой-нибудь конференции Евросоюза – это другое дело, в разных ситуациях надо применять приоритетные сферы правового регулирования.
- На этих Олимпийских играх, похоже, досталось не только белорусам…
- Насколько знаю, британские власти сочли нежелательным присутствие на Играх президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, блокированы были должностные лица из Сирии, непонятной остается ситуация вокруг президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, но тут вопрос более адресный - Великобритания и Аргентина давно враждуют из-за Фолклендских островов. Основания в отказе могут быть разными, но вескими и организаторы при этом должны учитывать, что степень демократии в отдельно взятой стране определяет сама страна, а не кто-то иной, это прежде всего внутреннее дело каждого конкретного государства.
В сложившейся ситуации возможно и заочное влияние США, ведь Штатам принадлежит та же Coca-Cola – старейший и один из основных спонсоров олимпийского движения и МОК.
- Лукашенко как президент НОК может обжаловать решение британских властей в Международном спортивном арбитражном суде, расположенном в Лозанне?
- Формально, думаю, можно, при этом желательно должен быть получен официальный отказ олимпийских властей. Хотя Суд в Лозанне решает в основном другого ряда вопросы, связанные с нарушением регламентов и правил соревнований и другими главным образом спортивными аспектами, касающимися, прежде всего спортсменов. Повторюсь, сейчас гораздо важнее донести свою позицию до руководства МОК, чтобы именно в международном олимпийском комитете официально ответили, на каком основании глава государства, имеющего серьезные спортивные достижения,  руководитель национального олимпийского комитета, член спортивной делегации своей страны не может быть рядом с командой, которая по всем правилам допущена к соревнованиям.
- Можно ли всерьез воспринимать активно обсуждаемую сейчас версию об отзыве белорусской делегации уже в ходе Игр, если запрет на въезд в Великобританию главы государства так и не будет снят?
- Чтобы решаться на непопулярные шаги, надо серьезно задуматься над вопросом: что это даст? Хотя еще до официального открытия Олимпиады в Лондоне был характерный пример, когда перед матчем женского футбольного турнира между сборными КНДР и Колумбии организаторы соревнований во время представления участниц на электронном табло вместо флага КНДР разместили флаг Южной Кореи. Представительницы Северной Кореи настолько оскорбились, что решились на бойкот поединка, и организаторы целый час уговаривали спортсменок вернуться на поле. В результате крупного скандала удалось избежать, а мотивированные северокореянки сумели одержать уверенную победу.
- За несколько недель до старта Игр на открытии «Славянского Базара» Лукашенко отметил, что «Олимпиада очень отстает от нашего «Базара», она политизирована, там очень много проблем. А «Славянский базар» - это островок свободомыслия, независимости, и у него многому можно научиться». Можно ли по этому заявлению предположить, что президент на тот момент уже знал о решении по поводу лишения его олимпийской аккредитации, и грамотно сыграл на опережении?
- Глава НОК Белоруссии просто сказал, что не нужно политизировать Олимпийские игры. И это скорее образное сравнение, мнение, а не юридическое или политическое умозаключение. Меня в данном случае вопросы политики мало интересуют, я в этой ситуации не сколько на стороне Александра Григорьевича Лукашенко, сколько за сохранение чистоты, прозрачности и цивилизованности современного олимпийского движения. Мало того, что сейчас идет резкая коммерциализация олимпийского спорта, чего в свое время опасался еще де Кубертен, так еще началась и мощная политизация. Если со временем сюда добавить проблемы с допингом, то такое олимпийское движение может превратиться в какое-то порочное явление. Чтобы такие тенденции не продолжались, надо в т.ч. отстаивать и классические права руководителей НОК.
- Белорусский НОК  призвал другие олимпийские комитеты осудить Лондон за отказ в аккредитации своему президенту, в частности, такое письмо было направлено в Олимпийский комитет России. Чем может помочь такая мера?
- Президент НОК России Александр Дмитриевич Жуков уже помог, высказавшись в защиту белорусской стороны, - на это очень авторитетное мнение вам уже можно опираться. Но все равно надо добиваться официального и аргументированного решения МОК по данному вопросу, чтобы полагаться не на силу политической конъюнктуры и реверансов, а на силу правовых норм, действующих в сфере спортивного и олимпийского движения.
- Белорусские олимпийцы с самого начала суверенитета борются за 25 олимпийских медалей - за результат, который им пока так и не покорился. Нынешний скандал может как-то негативно сказаться на морально-волевом состоянии спортсменов, которые вновь не возьмут высоту, установленную тем же Лукашенко?
- Реакция может быть двоякой. Не исключен вариант, что белорусские спортсмены, получив от происходящего определенную дозу адреналина, выступят примерно так же, как девушки из футбольной сборной Северной Кореи в своем первом матче на турнире. Ситуация может только подстегнуть спортсменов для более качественного выступления за свою державу, если упор делать в основном на патриотические чувства.
Но есть и обратная сторона: спортсменов может деморализовать, например, судейский корпус, не очень лояльно к ним настроенный. Предвзятого отношения со стороны Всемирного антидопингового агентства вряд ли стоит ждать - там все процедуры на сегодняшний день довольно прозрачны и  четко урегулированы юридически, и сложно атаковать в этом плане, используя рычаги антидопингового контроля. А вот что касается судейской субъективности, то этот фактор может сыграть определенную роль. Конкуренция на Олимпийских играх огромная, белорусская сборная в ряде дисциплин имеет большие перспективы, но гораздо сложнее выступать в своеобразных условиях опалы. Но совсем не обязательно, что так произойдет на самом деле, и белорусской сборной хочется искренне пожелать добиться в Лондоне максимальных результатов. А «за битого», как известно…
Справка «БелГазеты». Сергей Алексеев родился в 1973г. в Москве. В 1999г. с отличием окончил Московскую государственную юридическую академию (позже аспирантуру и докторантуру). В настоящее время – профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина и Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов Российской Федерации, арбитр дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, судья спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате РФ, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», проректор Академического международного института, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Принимает участие в правовой и законотворческой работе Администрации Президента, Аппарата Правительства, Госдумы, Совета Федерации, Министерства спорта РФ и других органов государственной власти, Олимпийского комитета России и ряда спортивных федераций РФ. Основатель российской научной и образовательной школы спортивного права. Автор первых фундаментальных учебников «Спортивное право России» (в трех изданиях), «Международное спортивное право» и «Олимпийское право».

Беседу вел Евгений Кечко.

 


Вернуться к списку новостей

03 Февраля 2016 г.
Текущие новости смотрите на странице АНО "Академия спортивного права" в социальной сети Facebook.
[Подробнее...]

14 Января 2016 г.
"Новый доклад WADA". Ведущий Юрий Таманцев, гость Сергей Алексеев.
[Подробнее...]

08 Января 2016 г.
Президент России Владимир Путин встретился со сборной России по дзюдо в Южном федеральном центре спортивной подготовки «Юг Спорт».
[Подробнее...]

08 Января 2016 г.
Погиб Профессор спортивного права Миланского университета Лучио Колантиони.
[Подробнее...]

27 Декабря 2015 г.
Мутко прокомментировал заявление Тарасова о договорном матче.
[Подробнее...]